В 2024 году в России отмечается 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для одних людей строительство этих четырех тысяч километров стало одним из самых ярких событий в жизни. Для других – страшной трагедией. История БАМа полна драматических и счастливых сюжетов: в 1930-е годы здесь трудились заключенные, в 1970-е – комсомольцы, которые крепко дружили и создавали семьи. Наконец, БАМ – это самый дорогостоящий проект в истории СССР. Это памятник нескольким эпохам, который продолжают строить и сейчас.
Идея строительства северного дублера Транссиба появилась еще в конце XIX века. Так, в 1888 году в Русском техническом обществе впервые был представлен проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала до побережья Тихого океана. Уже в 1889 году прошли первые исследования, но из-за сложных условий строительство было отложено.
О том, что необходимо построить магистраль, параллельную Транссибу, заговорили в 1924 году на Совете труда и обороны СССР. Цель была двойная: иметь трассу на случай войны с Японией и для транспортировки полезных ископаемых региона, поскольку Транссибирская магистраль не справлялась с нагрузкой. Проходить новая трасса должна была в глубине страны, подальше от границы.
В 1930 году проектные организации Сибири и Дальнего Востока начали разработку плана строительства дороги с выходом к Тихому океану. Тогда дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью.
В апреле 1932 года Совет народных комиссаров СССР принял два постановления «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги».
В это же время было создано Управление строительства БАМ и развернуты полномасштабные проектно-изыскательские работы. А на карте Транссиба впервые появилась станция Бам как отправная точка будущей прибайкальской железной дороги.
В 1933 году на станции БАМ были уложены первые метры рельсов. Полномасштабная стройка магистрали началась в 1937 году.
Строительству БАМа придавалось огромное идеологическое значение. БАМ планировался как одна из великих строек первой пятилетки.
Местность, по которой должен был пройти БАМ, была практически безлюдна. Тогда в 1932 году к строительству магистрали привлекли заключенных и приказом ОГПУ учредили один из самых крупных лагерей СССР БАМлаг. Через него прошли десятки тысяч людей при 16-18-часовом ежедневном труде при температуре от -20 до -40 градусов зимой и отсутствии нормальных бытовых условий: строители магистрали не имели жилья, грелись и спали у костров.
В 1938 году на основе БАМлага создали шесть железнодорожных исправительно-трудовых лагерей. Они внесли огромный вклад в строительство БАМа. После войны к строительству БАМа привлекли около 200 тысяч японских военнопленных.
Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа. Новый проект предполагал строительство железной дороги первой категории по ранее проложенному маршруту, в том числе на участке Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре, а также строительство второго пути от Тайшета до Усть-Кута (Лена) и линий Бам – Тында и Тында – Беркакит.
Сегодня Байкало-Амурская магистраль пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Ее общая длина – 4324 км. Трасса пересекает 11 рек, 7 горных участков. В разные годы на всем протяжении БАМа построено 8 тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.
Добровольцы ехали в неизвестность с желанием победить самих себя, доказать, что «если не я, то кто?» И, конечно, построить свою дорогу! Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» за девять лет награждены 170 тысяч строителей, железнодорожников и комсомольцев. Кстати, существует миф, что БАМ строили исключительно заключенные. На самом деле весомый вклад внесли добровольцы и железнодорожные войска – более того, армия построила почти половину магистрали и до сих пор работает над ее расширением.
Строители БАМа рассказывали, что жили по 15 человек в палатках с дощатым полом, металлическими кроватями, длинный столом посередине и буржуйкой. Питались в котлопункте - так называлась столовая, продукты продавались палатке-магазине с нехитрым набором продуктом: рыбные консервы, сервелат и супы в пакетиках. Дорог к поселку еще не было, все доставлялось в основном вертолетами, а летом на барже. А в баню ездили в эвенкийский поселок. По вечерам были танцы и тоже в палатке. Находились и проигрыватель и пластинки. Еще был летний кинотеатр, где комары не давали спокойно смотреть фильмы. Позже началось расселение в общежития, где уже было отопление. Строились столовые, открывались продовольственные магазины, появлялись клубы, детские сады, больницы, школы.
В тайге некому было развлекать строителей, и они объединялись по интересам и у костра, и в котлопункте, и в палатках. Были даже кружки бальных танцев. Это было трудное и счастливое для молодежи время. Коллективы были сплоченные, молодые, энергичные, морально и физически подготовленные, любознательные, и цель у всех была одна. Ребята могли поддержать в трудную минуту и помочь друг другу и в работе, и в быту. Там, в таежном суровом краю, они обрели настоящих друзей.
Несколько интересных фактов о БАМе:
- Слово «магистраль» женского рода, но аббревиатура БАМ (Байкало-Амурская магистраль), обычно, употребляется в мужском роде.
- Большая часть (65 %) Байкало-Амурской магистрали проходит по вечной мерзлоте.
- На БАМе построили самый длинный в России железнодорожный тоннель — Северомуйский тоннель. Больше 15 километров внутри горы, Северомуйского хребта.
- На строительстве БАМа работали около 10 тысяч самосвалов и грузовиков.
- В честь БАМа назван астероид (2031) БАМ. Его открыла в Главном поясе астероидов 8 октября 1969 года Людмила Черных из Крымской обсерватории.